Звоните!
Адрес:
Санкт-Петербург

Развиваем ребенка от 1 до 2 лет. Игры дома.

Автор статьи
Кучеренко Ольга
 olga_foto_4

Развиваем ребенка от 1 до 2 лет. Игры дома. Чем занять малыша с пользой.

Когда занимаешься развитием малыша, часто возникает вопрос – что и как нужно развивать? Чем бы еще заняться? Во что поиграть с ребенком?


Как развивать ребенка от 1 до 2 лет: 
 
Развитие логики.

1. «Собери только» (учиться выбрать из разбросанных предметов только определенные - по заданию мамы. Например – сложи в коробочку только кубики, только красные предметы и т.п.).
2. Учиться сортировать предметы (по форме, по размеру, по цвету).
3. Собирать простейшие пазлы или картинки, разрезанные на части (в полтора года это будут пазлы из двух деталей, более сложные формы средний ребенок обычно учиться складывать самостоятельно после двух лет).
4. «Собери из частей» – игры из мягких конструкторов (ковролин, фетр) или бумажных шаблонов, играя с которыми, ребенок учится складывать простейшие фигурки - домик, грибочек и т.п. из 2-3 деталей (самодельные конструкторы подойдут намного лучше, так как у мамы возникает возможность сделать конструктор, исходя из индивидуальных пожеланий и интересов ребенка):

1

5. Игры с рамками-вкладышами и их бумажными аналогами: 

2

 6. Ближе к двум годам – собираем пирамидки из кубиков разного размера:

3

7. «Сложи стаканчики, построй башню из стаканчиков» («Матрешки»):

5


Развитие внимания.


1. Игра в «Найди пару» - с носочками, варежками, карточками (лото).

2. Игра «Что в этой комнате?» - по заданию мамы искать «что в этой комнате красное, твердое, мягкое и т.п.».

3. Игра «Где в этой комнате»? (найди, где в этой комнате белый медвежонок, твоя любимая кукла и т.п.).

4. «Найди по звуку» - мама прячет в комнате играющую музыкальную игрушку – малыш должен найти ее по звуку.

5. «Найди маму» - игра в прятки (мама прячется так, чтобы найти ее было очень легко, иногда подсказывает – зовя малыша к себе).

6. «Найди похожий узор» - разновидность игры «найди пару» - найди предметы (платочки, варежки, шапочки) с одинаковым узором (обычно для этого используют нарисованные или распечатанные пособия).

Изучение свойств предметов и предлогов.

1. Большой - маленький.
2. Названия цветов (как базовых – синий, красный и т.п., так и нетипичных  – салатовый, розовый и т.п.). 3. Изучение геометрических фигур (круг, квадрат и т.п.).
4. Один - много.
5. Горячий - холодный.
6. Высокий - низкий.
7. Вверх-вниз.
8. Грустный - веселый.
9. Громкий – тихий.
10. Твердый - мягкий.
11. Грязный - чистый.
12. Спереди - сзади.
13. Сухой – мокрый.
14. Колючий.
15. Гладкий.
16. Шершавый.
17. Легкий – тяжелый.

Лексические темы (просто знакомим ребенка с понятиями по каждой тематике):

1. Посуда.
2. Рыбы.
3. Растительность (деревья, кусты, трава, цветы, листья).
4. Машины.
5. Кораблик.
6. Домики.
7. Цветы.
8. Грибы.
9. Мой дом (кухня, ванная, туалет, прихожая, гостиная, спальня, детская, шкафы).
10. Город (улицы, дома, дворики, проезжая часть, общественный транспорт, парки).
11. Овощи, фрукты.
12. Продукты, еда.
13. Животные домашние.
14. Животные дикие.
15. Одежда.
16. Мебель.
17. Птицы.
18. Части тела, части лица.
19. Насекомые (муравей пчелка и т.п.).
20. Солнышко, тучки, месяц, луна, звезды, дождь, снег, лужи.

Творчество.

1. Рисование: восковыми мелками, красками, фломастерами (лучше брать на водной основе (“washable”) – они хорошо отстирываются). Карандашами в этом возрасте деткам рисовать как правило трудновато – нужно делать сильное усилие, чтобы оставить след на бумаге, кроме того они быстро ломаются.

Учить пользоваться красками – мыть  кисточку после каждого цвета, смачивать кисточку в воде.

Рисование пальчиками.

Рисование губкой (полосочками и штампиками, вырезанными из губки для мытья посуды, для рисования губкой используется гуашь или пальчиковые краски).

Рисование силуэтов: из листа бумаги делается трафарет - внутри листа вырезается простой силуэт - например, елочка, домик, грибочек. Трафарет накладывается на чистый лист бумаги, малыш разукрашивает окошко трафарета (силуэты елочки, грибочков и т.п.). В конце работы трафарет удаляется и на нижнем листе бумаги остается симпатичное детское творчество.

В игровой форме начинать учиться рисовать линии (вертикальные, горизонтальные), ближе к 2 годам – кружки. Важно – навыки рисования линий и кругов в этом возрасте очень индивидуальные, кто-то учится этому позже, кто раньше, обязательно нужно учитывать интерес и способности малыша.

Ближе к двум годам можно начинать осваивать раскрашивание (тоже очень индивидуально - все - таки большая часть детей успешно осваивают это умение где-то после двух). Учиться раскрашивать лучше красками – такая техника намного легче для ребенка. Можно начинать обучение, раскрашивая вырезанные из бумаги силуэты рыб, грибочков и т.п.

2. Лепка из пластилина, теста: учить отщипывать комочки, прикреплять их к бумаге (выполнять композиции «покорми курочку зернышками, сделай собачке котлетку" и т.п.), делать колбаски, лепешечки, прятать в пластилин/тесто предметы и находить их, резать тесто стекой, раскатывать скалочкой, оставлять на тесте отпечатки, вырезать фигурки специальными формочками (похожими на формочки от печенья). В описанных навыках лепки все также индивидуально – что-то ребенок легко усвоит в 1,5 года, что-то «придет» уже после двух – у всех по-разному.

3. Аппликация: самое простое - из бумаги (различной фактуры), аппликация из рваной бумаги, аппликация из «скомканной» бумаги.
Аппликация крупой.
Аппликация на тесте (на тесто выкладываются различные предметы (фасоль, мозаика, желуди и т. п и вдавливаются в тесто - получаются интересные орнаменты).
Поделки, сочетающие в себе различные техники (лепка и моделирование, аппликация и лепка и т.п.).

4. Моделирование: строим дорожки из кубиков, конструктора, книжек. Строим домики из конструктора (квадратик и треугольная крыша). Играем в конструкторы по типу "Лего" (спонтанное моделирование).  

Развитие мелкой моторики в 1,5 года.

1. Развивать моторику, занимаясь творчеством – лепкой, рисованием, аппликацией.
2. Рвать бумагу.
3. Разворачивать «сюрпризы» (предметы, завернутые в фольгу или несколько слоев бумаги).
4. Пересыпать крупу  – ложкой, руками, стаканчиками, искать в ней спрятанные предметы, готовить суп куклам.
5. Учиться собирать губкой воду со стола.
6. Учиться выжимать губку.
7. Игры с пирамидкой (учиться нанизывать).
8. Учиться нанизывать бусы (специальные детские).
9. Игры с крупной мозаикой (ближе к двум годам, индивидуально).
10. Игры с песком – учиться делать куличики, пирожки, насыпать, пересыпать.
11. Игры с конструктором типа «Лего» (соединение деталей, разъединение деталей).
12.Игры с прищепками.
13. Кубики – строить башни, строить домики.
14. Учиться открывать-закрывать всевозможные замочки – либо играть с настоящими, либо сделать или купить специальную доску:

6

15. Учиться складывать матрешки.
16. Играть со стучалками и забивалками:                 

7s
8s
17.Доставать мелкие предметы ложкой из блюда (сначала столовой ложкой - это легче, потом чайной):

9s

18. Лепим из теста (его легко сделать дома).
19. Вылавливай мелкие предметы ложкой из воды.
20.Переносить округлые предметы в ложке по комнате.
21. Переливать воду стаканчиками (идеально – играть в ванной во время купания).
22. Переливать воду из детского чайника в чашку.
23. Вылавливать шарики в воде маленьким ситечком.
24. Взбивать мыльную пену венчиком (в тарелку с водой добавляется пару капель моющего средства). 25. Оставлять отпечатки на тесте различными фигурками и формочками.
26. Рисовать палочкой на земле или песке на улице.
27. Рисовать пальчиком на манке.
28. Клеить наклейки.
29. Коробочки, баночки с крышечками, мешочки – учиться открывать и закрывать.
30.Игра «наклей фигурку на свое место»:

10s

31.Маленькие резиночки – учиться надевать на пальчики, палочку от пирамидки, на небольшие резиновые игрушки:

11s

32.«Копилка» - опускать различные предметы небольшого размера (пуговицы, монетки, фасоль, макароны) в небольшие прорези на коробочках и баночках:

12s

33.Учиться пищать пищащими игрушками.
34.Брызгаться брызгалками в ванной.
35.Массировать пальчики массажным мячиком (например, в сопровождении с потешками).
36.Игра с мелкими предметами (если соблюдены правила безопасности) – пуговицами, камушками, бусинами и т.п.
37. Застегивать-расстегивать липучки (на обуви, в специальных игрушках).

Развитие речи и артикуляции.


Продолжать учиться звукоподражанию, учить тому, как говорят животные (ква-ква, бум-бум и т.п.) - если малыш еще плохо говорит. Если развитие речи в норме – продолжаем осваивать те звукоподражания, которые еще не освоили – тренируем речевой аппарат (учимся произносить сложные звуки в простых звукосочетаниях).

Учимся дуть (выдуваем мыльные пузыри, задуваем свечки, сдуваем ватные шарики и т.п.) – навык индивидуальный – у многих он развивается уже после двух лет.

Выполнять пальчиковую гимнастику, развивать моторику.

«Мама-радио» - стараемся много говорить с ребенком, сопровождать обсуждением большинство действий и дел. Стараемся говорить с ребенком медленно и четко (чем медленнее и четче в обычной жизни говорит мама, тем легче, быстрей и правильней начинает говорить ребенок).

Читайте книги.

Если ребенок говорит достаточное количество слов – совместно рассказывать стихи (мама начинает – «наша Таня громко…» ребенок продолжает– «плачет!») - обычно это возможно осуществить в среднем - к двум годам (у всех индивидуально).

По возможности - побуждать ребенка к речи и звукоподражаниям (скажи "дай!", "скажи, что это", "скажи, как мяукает кошечка, и т.п.).

Обыгрывать различные ситуации с игрушками, в процессе которых ребенок будет говорить простые слова и звукоподражания ("давай покачаем куклу, спой ей "а-а", "побибикай машинкой - "би-би", "попроси у мишки чашку, скажи, "дай, мишка!" и т.п.).


Развитие музыкального слуха, чувства ритма.

1. Логоритмика - танцы под музыку (например, под Железновых).
2. Игра на детских музыкальных инструментах .
3. Знакомимся с понятиями «громко – тихо» (играем на ложках, барабане громко-тихо).
4. Знакомимся с понятиями «быстрая - медленная музыка».
5. «Прислушайся! (прислушиваемся к разным звукам – как капает вода из крана, чирикают птицы, шумят деревья, едет машина и т.п.).
6. Знакомимся с понятиями «шум – тишина».
7. Прослушивание классической музыки фоном.
8. Активное слушанье  классической музыки – обсуждение («вот это быстрая и веселая музыка, она рассказывает нам как быстрые птички летают по небу, мы вот так быстро и весело танцуем под нее. А вот грустная, спокойная музыка, это кошечка скучает -  мы медленно танцуем под нее» – ребенок вслушивается в музыку, интуитивно начинает понимать, что у каждой музыки свой характер и особенности).
9. Просить ребенка выполнять просьбы шепотом (развивает слух – "принеси куклу, дай мячик").  

Развитие сенсорики.

1. Игра с разными материалами – кусочками ткани разной фактуры, клубочками, щеткой и т.п.
2. Аппликация из материалов разных фактур (гофрированной, бархатной, наждачной бумаги, ваты, ткани и т.п.).
3. Ощупывание различных предметов дома (диван мягкий, пол твердый, чашка с чаем теплая, кефир из холодильника холодный, кошечка пушистая, щетка колючая и т.п.).
4. Ощупывание природных материалов на улице – кора деревьев шершавая, вода мокрая, листик гладкий, стебель тысячелистника, одуванчик, верба – пушистые, железная скамейка твердая и холодная и т.п.)
5. Играть в игру «найди пару» с кусочками ткани.  

Гимнастика и развитие координации.

1. Логоритмика – танцы под музыку Железновых и др.
2. «Пройди по комнате, не задевая предметов» - передвижение по комнате, загроможденной различными препятствиями.
3. Учиться ходить по дорожке (из книжек, ленточек и т.п.).
4. Перешагивать препятствия (высоко поднимая ноги).
5. Катать мячики, машинки.
6. Кидать мячики.
7. Учиться прыгать на месте (можно учиться прыгать на фитболе или батуте).
8. Бить по мячу ногой.
9. Ползать по лабиринту (покупному или самодельному - из стульев и т.п.).
10. Лазать: на детской площадке (горки, стеночки и т.п.) и дома: на спорткомплексе, на диван - с дивана, забираться на стул и т.п.
11. Учиться переносить различные предметы на подносе.
12. На улице – побольше ходить (но не заставлять ребенка ходить, если он не хочет). Если ребенок отказывается идти – значит устал или не может! К трем годам малыш окрепнет и сам с удовольствием будет топать на значительные расстояния.
13. Ходить по наклонным поверхностям - в горку, с горки, по пандусу, по лестнице.
14. Толкать тележку, игрушечную коляску.
15. Тянуть за собой предметы на веревочке.
16. Играть с мамой в догонялки.
17. Игры на фитболе по возрасту.
18. Простая зарядка по возрасту, сопровождающаяся потешками.
19. Ходьба по массажным коврикам и массирующим поверхностям (камушкам, песку, траве и т.п.).
20. Учиться водить с мамой хоровод (ближе к 2 годам).
21. Висеть на кольцах, перекладинах.
23. Учиться катать машинку через “тоннель”.
24. Играть в разные способы ходьбы (как мишка, широко расставив руки и ноги; как зайчик, подпрыгивая; как лошадка, поднимая ноги; как солдат, маршируя).
25. Ловить выпущенные мамой мыльные пузыри и лопать их.  

Ролевые игры.

Положи куклу, мишку спать (качаем, поем а-а). Покорми, умой куклу. Шофер  - отвези игрушку на машинке-грузовичке. Ближе к двум годам – игра с посудкой, в кухню. Стираем и развешиваем белье. Изображать других животных (ходить как мишка, прыгать и квакать как лягушка и т.п.).  

Развивающие упражнения в быту.

(Выполнять, исходя из способностей ребенка, значительную роль играет интерес малыша, если не интересно – ребенок может отказаться выполнять задания).


1. Учиться есть ложкой (у всех индивидуально, упор делаем на слово «учиться» - т.е. важен процесс, а не результат, не нужно форсировать события. Очень хорошо помогает освоить еду с помощью ложки игра «пересыпь крупу ложкой из мисочки в чашечку»).
2. Пить из трубочки, из чашки.
3. Учиться соблюдать чистоту во время еды («учиться» - концентрироваться на процессе, а не на результате, показывать, что пролитое нужно вытереть, рассыпанное собрать, что лучше не проливать на одежду и т.п. Не ругать за неопрятность, но учить опрятности.) 
4. Учиться вытирать со стола.
5. Учиться собирать губкой воду и отжимать губку.
6. Переносить легкие, но крупногабаритные предметы ("помоги поставить тазик на место").
7. Поливать цветы (лучше всего из леечки летом на улице – не страшно облиться и залить все кругом).
8. Помогать маме развесить белье (подать одежду, повесить одежду и прикрепить прищепкой).
9. Помогать маме готовить кашу – насыпать крупу в кастрюлю, с помощью мамы открывать кран (клапан) и мыть крупу, наливать воду в кашу.
10. Снимать шапку, варежки (некоторым по силам снять носки и штаны).
11. Помогать маме разбирать сумки после магазина (учить названия продуктов, запоминать места где они лежат, класть их вместе с мамой на место).

Социальные навыки.

Учимся:
1. Здороваться и прощаться (ручкой или голосом). Жалеть (совершать действия по просьбе мамы – гладить, по настоящему сопереживать чужое горе ребенок научится позже). Делиться и меняться (не настаивать и не заставлять. Просто учить, показывать собственным примером). Не давить на ребенка, если он не хочет отдавать игрушку – уважать его право играть своими игрушками. Помогать маме (для мамы это будет шуточная помощь, для ребенка - настоящая) – вешать белье, приносить предметы и т.п. Показывать ребенку кукольный спектакль с использованием мягких игрушек, в котором небольшие короткие сценки учат доброте, сопереживанию, дружить, делиться, не драться и т.п.  

Уважаемые родители! Данный список лишь рекомендация. Все рекомендации о том, когда, что и как развивать у детей стоит применять индивидуально. Здесь приведены примерные направления для обучения «среднестатистического» ребенка. У каждого конкретного малыша развитие идет своим ходом (иногда скачками), поэтому может случиться, что какие-то навыки ему будет освоить сложнее (но только пока, именно на данный момент), а какие-то, в отличие от большинства своих сверстников, освоит легко. Также стоит понимать, что если ребенку только-только исполнилось полтора года – многие из нижеперечисленных игр и занятий могут быть для него более сложными, чем если бы ему было почти два года.  

Ольга Кучеренко

 

Адрес:
Санкт-Петербург
Телефон: