Звоните!
Адрес:
Санкт-Петербург

Динамика психических процессов детей раннего возраста (2-3 года)

Автор статьи
Кучеренко Ольга
 olga_foto_4

Динамика психических процессов детей раннего возраста (2-3 года). 

Основные психические процессы – восприятие, память, внимание, мышление, речь носят у детей 2-3 лет непроизвольный характер. Это означает, что они не могут по собственному желанию сосредоточиться или запомнить, а обращают внимание только на то, что само по себе привлекательно, запоминают то, что само запоминается. Это важнейшая особенность, которая определяет характер методов и приемов в работе и при общении с данной возрастной группой.

Восприятие. Для детей третьего года жизни восприятие еще не является самостоятельным процессом и включено в решение разных предметно-практических задач.

Восприятие детей раннего возраста характеризуется:

- во-первых, тем, что оно ориентировано на так называемые смысловые признаки предметов, те, которые выступают на первый план. Так, при виде машины-бетономешалки, ребенок схватывает только вращающуюся емкость и ручками воспроизводит это движение. Рассматривая, к примеру, оленя, выделяет только большие рога и не ориентируется на другие признаки;

- во-вторых, предметы и явления воспринимаются целостно, без выделения частей и отдельных сенсорных свойств (цвет, величина, текстура и пр.)

Очень важным, хотя внешне малозаметным, является появление взаимодействия в работе различных органов чувств. Зрение и осязание начинают взаимодействовать при восприятии формы, величины, пространственных отношений, слух и речедвигательные системы – при восприятии и различении речи. Интенсивно развивается фонематический слух. Постепенно увеличивается острота зрения и различение цветов.

Внимание. У детей третьего года жизни внимание очень не похоже на то, которое наблюдается у взрослых. Дети просто не понимают, что значит заставить себя быть внимательным, т.е. произвольно направлять и удерживать свое внимание на объекте. Они внимательны не потому что хотят, а потому что объект как бы приковал к себе их внимание, он привлекателен для них. Устойчивость внимания зависит от интереса ребенка к объекту. На интересном для них деле даже такие малыши могут сосредоточиваться до 20-25 минут. Но направить ребенка на что-либо путем словестного указания «посмотри» или «послушай» очень трудно. Переключить на другой предмет с помощью словестной инструкции можно только при условии ее многократных повторений. Именно поэтому детям данного возраста так сложно мгновенно выполнить какую бы то ни было просьбу, принести что-то, убрать и пр. Объем внимания у малышей очень невелик. Если взрослый может одновременно удерживать в поле своего внимания до шести разных объектов, то ребенок - всего один единственный объект.

Память. В этом возрасте память проявляется главным образом в узнавании воспринимавшихся ранее вещей и событий. Ничего преднамеренно, специально дети этого возраста запомнить не могут. И в то же время они прекрасно запоминают то, что им понравилось, что они с интересом слушали или наблюдали. Ребенок может знать наизусть «Телефон» К. Чуковского и не в состоянии запомнить простое поручение. Он запоминает то, что запомнилось само.

Речь. Между двумя и тремя годами происходит становление и интенсивное развитие активной речи. Вместе с тем речь детей ситуативна. Она привязана к тем условиям и обстоятельствам, которые ребенок воспринимает и в которых он действует. Она осуществляется в процессе диалога, т.е. требует постоянной поддержки со стороны собеседника. Словарный запас должен за этот год значительно возрасти. Если в 2 года он в среднем составляет 270 слов, то в 2,5 - 450 слов, в 3 года – уже 800 слов, а у хорошо развитых детей - более 1000 слов.

Индивидуальные различия у детей в этом возрасте очень велики. Прежде всего это определяется характером общения со взрослыми. Ребенок должен слышать разнообразную речь взрослых, охотно и много разговаривать с ними. В противном случае совершенно нормальные дети начинают отставать в развитии.

Мышление. У малышей мышление носит наглядно-действенный характер, поэтому познание окружающего мира происходит в процессе реальных предметных манипуляций. Соответственно главное значение в жизни детей занимают предметно-действенные игры. Когда двухлетний ребенок ставит кубик на кубик, его цель, скорее всего, добиться, чтобы постройка не упала. Ребенок с удовольствием возьмет любой конструктор и будет собирать из него не самолет и не паровоз, а абстрактную конструкцию. Он будет бросать в аквариум разные предметы, чтобы понаблюдать, что тонет, а что – нет. Когда ему попадут в руки фломастеры или краски, он просто чертит по бумаге и радуется появляющимся линиям или цветовым пятнам и их сочетаниям. Он открывает для себя пластические возможности глины, пластилина, сминает и рвет бумагу без конкретной цели – из чистого интереса.

Наши рекомендации: 

-  Предоставьте в распоряжение детей конструкторы и мозаики – можно некомплектные – и давайте им возможность самостоятельно исследовать их.

-  Желательно, чтобы через игрушки ребенок смог познакомиться с самыми разнообразными материалами: тканями разной фактуры (шелк, плюш, вельвет, шерсть, лен), деревом, глиной, металлом, пластиком, резиной и др.

- Предоставляйте детям разнообразные изобразительные материалы (краски, мелки, фломастеры, пластилин, бумагу различной фактуры, кисти и др.)

Еще одно направление действий ребенка с окружающими предметами – исследование их внутреннего устройства. Наиболее привлекательными становятся предметы, которые имеют отверстия и полости, в которые можно что-либо положить, а затем вынуть обратно. Надолго может завладеть вниманием малыша вещь, которую он сможет разбирать на части. И большой интерес представляют детали, из которых он сможет что-то сконструировать самостоятельно. Итак, ребенок данного возраста использует с максимальным интересом три типа действий: разобрать на части, сконструировать нечто, заполнить или опустошить емкость.

Наши рекомендации:

- Предоставляйте ребенку разнообразные предметы, которые он сможет опустошить и заполнить: банки, коробки, сумочки, кошельки, пустые флаконы и пр.

- Делайте вместе с ребенком «звучащие» игрушки – «шумелки» разного рода. Например, наполняйте банки семенами, металлическими предметами, песком и др. Детям интересны все игрушки и предметы, которые двигаются. Они исследуют разные типы движения.

Наши рекомендации:  

- Необходимы движущиеся игрушки-каталки на палочке, с веревочкой, заводные, с пультом управления, на батарейках. Особенно полезны для развития ребенка механические игрушки типа богородских медвежат-кузнецов, клюющих курочек и т.д.

Озвученные игрушки дают представление о разных способах получения звуковых эффектов: ребенок учится нажимать на клавиши, дергать струны, дуть в дудочки, ударять по барабану ладонью или специальной палочкой.

Очень важно поддерживать в этом возрасте мотивацию исследования и познания окружающего мира. Для интеллектуального развития ребенка решающее значение имеет богатство окружающей его среды. Детей больше всего привлекают именно настоящие вещи, которыми пользуются взрослые. Эти вещи имеют четкую осмысленную функцию, определяющую их устройство, которое занятно для малышей. Что же звенит в телефоне? Что вспыхивает, когда фотографируют?

Наши рекомендации:

- Детям нужно обеспечить разнообразную предметную среду, которая позволяет активно исследовать внутреннее устройство различных предметов.

- Не всегда правомерно требовать от малыша, чтобы он снова собрал разобранную игрушку, так как в большинстве случаев ему это не под силу.

Собственные манипуляции с предметами и подражание действиям взрослых приводят к тому, что у детей возникают мысленные представления о предмете и о действиях с ним. Появляется способность представить себе отсутствующие в данный момент, но знакомые по прошлому опыту вещи и события. Благодаря таким мысленным представлениям появляется способность переносить действия с одного предмета на другой. Это стимулирует малыша в игре, и приводит к появлению функции замещения одного предмета другим. Не стоит забывать, что у детей данного возраста сохраняется чрезмерная привязанность к той конкретной ситуации, в которой они находятся и действуют.

Эмоции. Ребенок 2-3 лет проявляет свои эмоции ярко и непосредственно. Он не способен произвольно контролировать эти проявления и не может по своей воле «немедленно прекратить реветь», как от него иногда требуют взрослые. Если эмоция слишком сильна и захватила малыша, он нуждается в том, чтобы взрослый помог ему успокоиться. Его легко отвлечь и переключить из одного состояния в другое. Пользуйтесь этой возможностью.

Ребенок очень восприимчив к проявлениям эмоций других детей. Он легко заражается ими и присоединяется как к бурным проявлениям радости, так и к плачу. В то же время во многих ситуациях он проявляет бесчувственность, подчас граничащую с жестокостью. Он может радостно таскать котенка за хвост, с хрустом давить улиток и пр. делает он это не со зла, а потому, что он не задается мыслью и не может себе представить, что причиняет кому-то страдания. Важно тактично отучить его от подобных «развлечений», т.к. со временем они действительно могут трансформироваться в подлинную жестокость.

Причины негативных эмоций в этом возрасте почти всегда связаны с физическим состоянием ребенка. Упал, ушибся – плачет. Не выспался, проголодался, давит тесная обувь - капризничает. Сами эмоциональные реакции почти всегда имеют внешнее выражение. Ребенок краснеет, может вспотеть, у него учащается пульс. У ребенка в этом возрасте проявляются и различные страхи – темноты, громких звуков и прочего.

Положительные эмоции в значительной степени связаны с разными физическими ощущениями: вкусной едой, приятными запахами, контактом со взрослыми, активным движением, веселой музыкой. В целом здоровый 2-х летний малыш склонен иметь постоянно хорошее настроение. Для поддержания ровного положительного эмоционального фона очень важно соблюдение четкого и соответствующего возрастным особенностям режима дня.

Дети очень восприимчивы к музыке. С ее помощью можно создать у ребенка тот настрой, который в данный момент необходим. Например, расслабление и покой при укладывании на сон, радость в период активного бодрствования.   

Ольга Кучеренко

 

Адрес:
Санкт-Петербург
Телефон: