Звоните!
Адрес:
Санкт-Петербург

Направления развития детей 2-3 лет

Автор статьи
Кучеренко Ольга
 olga_foto_4

Направления развития детей 2-3 лет.

Основными направлениями развития детей на третьем году жизни являются:

- становление продуктивного целеполагания;

- развитие речевого общения;

- формирование неагрессивного взаимодействия между детьми.

Эти три направления должны стать предметом внимания и заботы педагога и родителей.

Становление продуктивного целеполагания.

В этом возрасте у детей впервые появляется желание не просто манипулировать предметами, как они делали это раньше (катать, стучать, бросать и т.д.), но и создавать из них нечто новое (забор из кубиков, поезд из стульев и др.).

Теперь они хотят в итоге своих действий получить вполне определенный результат. Они строят из кубиков дом или гараж, а не просто переставляют их; рисуют машину или доброго волка, а не просто водят карандашом по бумаге. Вначале нелегко догадаться, что представляют собой постройки и что изображено на рисунках. Но сам ребенок знает это. На вопрос: «Что ты строишь?», - он уверенно отвечает: «Машину». А закончив, продолжает называть полученное сооружение машиной.

Дети начинают ставить перед собой принципиально другие цели. Эти новые цели зарождаются в рисовании и конструировании, которые называются продуктивными видами детской деятельности. Т. е. в итоге мы получаем определенный продукт – рисунок или, к примеру, постройку. Мы называем их продуктивными, или созидательными целями, а их самостоятельную постановку – продуктивным целеполаганием.

Откуда может появиться подобное желание? Вам хорошо известно, что построив или нарисовав что-либо, дети постоянно обращаются к взрослым: «Посмотри, что я сделал!», явно стремясь вызвать их интерес и заслужить одобрение. А катая мячик, они хотят только того, чтобы им не мешали. Поэтому, можно думать, что причины, порождающие новый тип целей, лежат в сфере общения ребенка со взрослыми.

Чтобы создавать то, чего еще нет, необходимо заранее – в уме− представить себе результат, который желательно получить в конце. Способность поставить и представить конечную цель своих действий, удерживать ее в мыслях все время, необходимое для ее достижения, и есть та важнейшая новая способность, которая должна появиться у ребенка к трем годам.

Для этого необходимо, чтобы у ребенка:

1) возникло желание построить, например, домик;

2) появился, пусть и смутный и неопределенный, но уже образ такого домика;

3) было понимание, что из имеющихся кубиков это вполне можно сделать.

Становлению у детей продуктивного целеполагания способствуют разные формы сотрудничества со взрослыми. Взрослый предлагает ребенку решить, что именно – домик, машину или стол – они будут строить вместе. Малышу приходится, пусть даже случайно, остановить внимание на одном из показанных образов. Тем самым он фиксирует его в сознании. Далее взрослый, постоянно подчеркивая участие ребенка, строит домик, проговаривая каждое действие: « А сейчас мы с тобой поставим этот кубик наверх». Создание домика приписывается ребенку. «Какой замечательный домик ты построил!». Чтобы закрепить в сознании ребенка и образ домика, и его успех, необходимо с ним обсудить дальнейшую судьбу его творения: «Кто будет в домике жить? Чем будет в домике заниматься?» и т.д.

Другой, более простой прием состоит в том, что, понаблюдав за действиями ребенка и обнаружив какой-то рисунок или малопонятное сооружение, взрослый усиленно хвалит данную работу, никак не называя ее. Убедившись, что похвалы восприняты, он спрашивает у автора, что это такое. Заданный в таких условиях вопрос всегда побуждает ребенка или придумать, что бы это могло быть, или, если придумать не удается, согласиться с одной из догадок взрослого: «Ты построил башню?» - «Нет». «Ты сделал машину?» - «Да!». Если взрослый еще приставит и колесико, у ребенка зародится мысль, что это и вправду машина, и он может ее построить.

Поэтому так важно постоянно, но ненавязчиво интересоваться, что делают дети, одобряя их, пусть и непонятный продукт, подсказывать чем он может быть.

На ранних этапах своего становления, продуктивное целеполагание характеризуется:

-  неустойчивостью, что выражается в трудности удерживать поставленную цель и в ее изменении по ходу действий («Что ты будешь строить?» - «Дом». «Что ты построил?» - «Кровать»). Важнейшим средством удержания цели является ее фиксация в словах и негромкое проговаривание своих намерений в процессе работы («Буду строить машину. С колесами. И с рулем».);

-  трудностью переключения с одной цели на другую, что не следует путать с упрямством.

Появление продуктивных целей сказывается на поведении детей. У них вырабатывается умение самим занять себя. Педагог и родитель, благодаря наличию этого явления, сразу могут понять - на какой стадии находится становление продуктивного целеполагания. Дети, которые испытывают трудности в этом вопросе, ведут предметную деятельность обрывочно не более 2-3 минут: качается на шведской стенке, рассматривает, а затем разбрасывает посуду, тут же переключается на машинку, с грохотом катает ее и оставляет в центре комнаты, снова находит новый объект для манипуляций и так далее.

С детьми, которые уже ставят и реализуют простейшие продуктивные цели, полезно время от времени беседовать о том, что еще они хотели бы сделать. Задача этих бесед только одна – стимулировать в процессе заинтересованного общения саму постановку будущих целей.

Взрослому следует интересоваться, что сделал ребенок, что он делает и что он хочет сделать, одобрять полученный результат, помогать оформить и довести задуманное до конца.

Важное место в становлении продуктивного целеполагания занимает игра. В простейших сюжетных играх – «сварить обед», «причесать куклу» ребенок ставит перед собой те самые бытовые цели, с которыми он постоянно сталкивается в повседневной жизни, но которые, в силу возраста, не может реализовать. Игра, благодаря условности выполняемых действий и воображаемому характеру результата, позволяет и поставить, и достичь такие цели.

Тем самым, ребенку в игре открывается широкая панорама человеческих целей, и вместе с тем у него появляется недоступная на практике возможность стать их активным носителем.

Развитие речевого общения.

К двум годам большинство детей уже говорят, и некоторые - неплохо. Свою речь они используют, чтобы добиться содействия взрослого в решении практических задач (достать игрушку, помочь одеться и пр.); выразить свое согласие или несогласие («Не хочу!», «Хочу!», «Не буду»), но не беседуют с взрослым без настоятельной необходимости. Важным приобретением речевого развития к трем годам является то, что ребенок начинает пользоваться речью, чтобы сообщить родителю или педагогу о каких-то важных событиях, рассказать о своих планах, поделиться впечатлениями т.е. просто пообщаться со взрослым. Поскольку для общения нужны как минимум двое, этот этап невозможен без инициативы и заинтересованного участия взрослого.

Дети не начнут сами рассказывать о чем-то, но очень охотно станут отвечать на вопросы о том, что они любят, с кем гуляют по воскресеньям, где живут и др. Они с удовольствием вступают в подобные диалоги, открывая для себя заинтересованного собеседника и упражняясь в общении, не связанном с практическими нуждами. Такие беседы хорошо вести одновременно с несколькими детьми. Активность сверстников побуждает и малоразговорчивых детей принять участие в беседе. При этом каждый считает, что взрослый слушает главным образом его.

Формирование неагрессивного взаимодействия между детьми.

Особое место в общении с детьми третьего года жизни должен занять контроль за их взаимоотношениями. В отличие от взрослого, сверстник не имеет в этом возрасте принципиального значения для ребенка. Об этом пункте можно было бы не говорить, если бы не одно важное обстоятельство. Приходя в сад или в центр развития, ребенок попадает в многочисленное «общество» таких же малышей. В силу специфического отношения друг к другу в данном возрасте этот факт чреват серьезными последствиями для будущего развития ребенка.

Во-первых, дети не знают, как вести себя со сверстниками, и не умеют общаться с ними.

Во-вторых, что гораздо важнее, сверстник является для них скорее занятным предметом, который не слишком отличается от других движущихся вещей. Они действуют, не считаясь с его возможными неудобствами и переживаниями, о которых они просто не подозревают. Могут толкнуть сверстника, оказавшегося на дороге, наступить на него, если тот, на свою беду, лежит на пути, отнять игрушку, хотя сам держит такую же и тем более, если у него такой нет, и т.д.

Подобные действия вовсе не являются выражением плохого отношения или агрессивности. Их причиной могут быть вполне невинные желания: взять привлекательный предмет, занять более хорошее место, неумение занять себя чем-то более интересным. Однако сами по себе безобидные желания порождают у некоторых детей агрессию в форме драк, плевков, укусов, что часто наблюдается именно в это возрастной группе. Такие формы поведения, случайные вначале, могут повторяться, закрепляться и переходить у некоторых детей в привычку. Это порождает в группе обстановку, когда более слабые и миролюбивые дети не чувствуют себя в безопасности. Подобные поведенческие проявления должны пресекаться всегда и без исключения. Достаточно хорошо понятного приема «Ай-яй-яй» и знакомого движения указательным пальцем.

Третий год жизни – самый благоприятный период для того, чтобы заложить у детей потребность и привычку к мирному и доброжелательному сосуществованию. Именно в этот период складывается стереотип поведения в группе, и то, каким он будет, зависит в первую очередь от взрослого, как и все в этом возрасте. Именно в данном возрасте важно заложить традиции взаимного уважения, терпимости и доброжелательности, которые очень облегчат жизнь в последующем.  

Ольга Кучеренко

 

Адрес:
Санкт-Петербург
Телефон: